Компания Raisioaqua Oy считается одним из пионеров по разработке экологически чистых кормов для рыбы. Сегодня классическая компания активно оцифровывает свой бизнес и оказывает в этом направлении безвозмездную поддержку своим партнерам. О том, с какими вызовами столкнулась компания во время пандемии и как удалось их преодолеть, мы поговорили с руководителем — Томи Кантола, человеком творческим, вовлеченным во все процессы: от производства до маркетинга. Томи 51 год, он проработал в компании 31 год, поэтому хорошо знает, как ее историю, так и инновации, которые были реализованы на предприятиях в новых условиях.

О Томи Кантола: Томи женат и воспитывает двух дочерей. Любит заниматься спортом и играет в теннис. В своей команде отвечает за коммуникации с клиентами и еженедельно связывается с ними, чтобы узнать об их бизнесе.
Исполнительный директор Райсиоаква Томи Кантола

Томи, ваша компания зарекомендовала себя как надежный партнер на рынке РФ. И, наверное, чтобы получить такой статус, вашей организацией было сделано очень многое, и этот опыт может быть полезен молодым компаниям, которые только появляются на рынке. Расскажите нам, как появилось направление «производство рыбных кормов» в вашей компании и как оно развивается сейчас.

— Raisioaqua имеет давние традиции в производстве кормов для рыб. Самые первые эксперименты проводились еще в 1960 – 1970-х годах. Однако фактическое производство началось в 1982-м. Raisioaqua всегда была гибким инновационным игроком на местном уровне, мы и сейчас остаемся им. С самого начала мы стремились к созданию эффективных, с точки зрения роста, но не обязательно самых дешевых кормов на рынке, и мы продолжаем следовать этой линии. Мы стали первопроходцами в области экологически чистых кормов для радужной форели и сига. Многие могут посчитать нас маленьким игроком по сравнению с нашими конкурентами. Тем не менее, мы представили на рынке даже такие глобально значимые инновации в кормах, как использование фермента фитазы в кормах для радужной форели. Фермент смог снизить фосфорную нагрузку от рыбоводства более чем на 25 %. С тех пор, с точки зрения защиты окружающей среды, мы значительно расширились (например, с инновацией кормов Baltic Blend, о которой мне хотелось бы рассказать чуть позже).

Есть ли у вашей компании традиции и принципы, которые не меняются с годами?

— С самого начала нашими ценностями были высококачественные корма и качественное и полное обслуживание клиентов. Таким образом, мы ежечасно присутствуем в повседневной жизни клиентов. Мы принадлежим к международной группе Raisio. Сегодня Raisio Group — это компания, основанная на таких ценностях, как справедливость и энтузиазм. Именно они полно описывают наши текущие принципы работы, в том числе и во внутренней корпоративной культуре. В нашей организации нет иерархических барьеров, каждый из руководителей доступен и открыт к общению. Для нас обычное дело — пообщаться в общей столовой за одним столом даже с генеральным директором группы. Я также постоянно нахожусь среди своей команды в повседневной жизни и часто выполняю те же функции, что и они.

Открытая операционная культура делает сотрудников Raisioaqua доступными и с точки зрения клиентов, и это одна из традиций, которая была создана и продолжает развиваться в компании.

Ваша компания работает на рынке 38 лет. Вы знаете, каким был рынок в доцифровую эпоху, и видите те изменения, которые произошли сейчас. Как изменилась ваша организация?

— В работе с клиентами основные принципы остались более или менее неизменными, то есть важность личных встреч с клиентами по-прежнему велика в нашей деятельности. Конечно, COVID-19 изменил нашу практику за последний год. Работа рядом с клиентом заставляет нас всегда быть лучше и в то же время дает нам новый опыт. Например, я сам научился вещам, связанным с рыбоводством, в практической работе с клиентами, даже можно сказать, что именно клиенты научили меня тому, что я умею в моей работе. Цифровизация принесла нам много пользы. Теперь мы доступны к общению и обмену опытом вне зависимости от нашего географического положения. Средства общения просты и постоянно присутствуют в нашей повседневной жизни и работе. Например, в Финляндии у нас есть цифровая система заказов, с помощью которой покупатель может очень легко заказать корм со своего смартфона.

Разработка и исследования в области рыбных кормов

Какие современные цифровые технологии вы используете в производстве кормов?

— За последние два года мы сделали огромный цифровой скачок в производстве кормов. Мы добавили онлайн-измерения на наши производственные линии, чтобы операторы могли точно настраивать производственные параметры во время производства. В дополнение к человеческому глазу качество кормов теперь контролируется машинным зрением, которое является более точным и чувствительным. В конце нашей производственной цепочки поставок недавно была внедрена новая система управления транспортом, которая почти полностью автоматизирует цепочку поставок нашей продукции. Это также дает возможность отслеживать поставки кормов внутри Финляндии.

Но самым прорывным из наших проектов стало мобильное приложение «Индикатор роста». Важно, что им могут воспользоваться все клиенты совершенно бесплатно. Система «Индикатора роста» состоит из приложения для персонального компьютера (ПК) и мобильных устройств, а также оборудования, которое по желанию рыбоводов может быть установлено в садках. Данные об оборудовании в системе базируются на ПК, откуда они направляются в мобильное приложение. Мобильное приложение предназначено для ведения повседневных дел и оперативной реакции на различные ситуации с кормлением рыбы. ПК предоставляет пользователю дополнительную информацию, которую на мобильном устройстве было бы сложно просматривать (например, диаграммы и отчеты). Могу сказать, что с точки зрения производителей кормов мы также являемся явным лидером и разработчиком цифровых услуг.

Спектр наших услуг расширился от производства кормов до внедрения цифровых приложений. Например «Индикатор роста». Это инструмент, который упрощает вашу повседневную жизнь и предоставляет рыбоводу следующие данные: автоматический расчет дозирования и количества биомассы; поддержание / просмотр данных садков; электронный учет операций, связанных с выращиванием рыбы; мониторинг роста рыбы и объемов корма; сохранение данных по потрошению рыбы; сезонные отчеты по выращиванию рыбы, по отдельным садкам; данные в реальном времени; температура и содержание кислорода, а также уровни заполнения бункеров для корма; изображение садков в реальном времени; управление оборудованием для кормления — эта функция доступна и на мобильных устройствах.

Ваша компания владеет несколькими брендами, которые популярны и узнаваемы. Расскажите о вашем бренде Baltic Blend. В чем его философия? Действительно ли корма для рыбы под данным брендом снижает нагрузку на окружающую среду при рыбоводстве?

— Baltic Blend — это инновация от Raisioaqua, улучшающая состояние Балтийского моря. Балтийское море эвтрофировано: разрастаются сине-зеленые водоросли, которые приводят к тому, что в воде становится очень мало кислорода. Это, конечно, сказывается и на рыбном населении. Сейчас все государства Балтийского моря, включая Россию, хотят улучшить его состояние. Рыбное сырье для кормов Baltic Blend поступает из балтийской сельди и кильки, которые используются для производства рыбной муки и жира. Вылавливая сельдь и кильку в Балтийском море, мы удаляем негативный триггер и тем самым улучшаем состояние морских вод. В финской части моря корма Baltic Blend удаляют из Балтики больше фосфора, чем составляет нагрузка рыбоводных хозяйств всей Финляндии. Удаление этих веществ снижает, в частности, появление цианобактерий. Все производимые нами корма — это корма Baltic Blend, включая наши экспортные корма. Поэтому клиенты, которые используют наши корма (например в России), тем самым вместе с нами борются за улучшение состояния Балтийских вод. Другие производители, импортирующие корма в наш регион, но не использующие рыбу из Балтийского моря при производстве своей продукции, наоборот, насыщают воды фосфором, импортируемым из рыбной муки.

Baltic Blend — инновация от Raisioaqua. Корм высшего качества со строгими рекомендациями по кормлению. Raisioaqua производит корма для радужной форели, сига, щуки и осетра. Для различных методов разведения, а также для различных возрастных стадий рыбы имеются свои корма. Самые известные товарные знаки компании:

HERCULES. Ассортимент серии Hercules для радужной форели, кумжи и лосося сочетает в себе эффективность и качество.

VITAL. Корма Vital предназначены для поддержания хорошего самочувствия и здоровья радужной форели в критические моменты выращивания.

SILVER. Корма, специально разработанные для сигов.

CIRCUIT. Корма, разработанные для различных видов рыб, выращиваемых в УЗВ.

Спасибо вам за такое подвижничество в сфере экологии. Но мы знаем, что ваша компания владеет еще одним брендом. Это торговая марка Benella — рыба, которая предлагается конечному потребителю. В чем вы видите перспективу Benella? Как производителю рыбы стать частью вашего бренда?

— Benella — это высококачественная здоровая и экологически чистая рыба. Сама компания Raisioaqua не занимается разведением рыбы, но нашим клиентам, которые заключили с нами производственное соглашение, разрешается выращивать ее. Raisioaqua владеет брендом и управляет им. Рыбовод имеет бесплатный доступ к бренду Benella через подписанное соглашение, охватывающее методы кормления и критерии качества. Благодаря этому Benella всегда остается брендом премиум-класса. Условием соглашения является кормление рыб по концепции, разработанной Raisio, которая позволяет нам гарантировать, что полезные для сердца жирные кислоты рыбы Benella находятся на безопасном уровне для потребителей. Это технология Opti-кормления. Таким образом, можно сказать, что радужная форель Benella — самая полезная для здоровья рыба на рынке. Уже более двадцати производителей работают по контракту Benella в Финляндии и одно в России (ООО «Kalaranta» в Ладоге). Спрос на экологичную и полезную продукцию очень быстро растет во всем мире, в том числе в России.

Что такое OPTI-кормление?

— В качестве источника энергии в корме для рыб традиционно используется рыбий жир, получаемый из морских рыб. Концепция кормления Opti от компании Raisioaqua предусматривает замену большей части рыбьего жира на рапсовое масло. Этим достигается значительная экономия ценных рыбных ресурсов в наших морях и повышается затратная эффективность рыбоводческих хозяйств. Корм, содержащий больше рыбьего жира, используется только на заключительной стадии выращивания. Таким образом в рыбе, попадающей на наш стол в виде продукта питания, обеспечивается достаточное накопление жирных кислот омега-3, ЭПК и ДГК, которые стимулируют правильную работу сердечно-сосудистой системы. Благодаря этому потребитель получает конечный продукт высочайшего качества, полезный для здоровья (что подтверждено исследованиями), и рыбовод может заслуженно гордиться результатом своей работы.

Рыбные корма на складе

Вы очень оптимистично рассказываете о ваших достижениях. Неужели и пандемия не повлияла на вашу деятельность, на рынок, где вы продвигаетесь?

— Пандемия повлияла. К примеру, в работе с клиентами. Теперь все чаще и чаще мы видимся только на удаленных встречах. Нам не удалось встретиться и с нашими русскими друзьями вживую, но что поделаешь. Последствия пандемии также коснулись рыбоводов, работающих в премиум-сегменте. Это связано с изменениями цен на лососевых рыб на мировом рынке — цена значительно упала. В Финляндии мы столкнулись с еще одной проблемой – норвежский лосось продается у нас по очень низкой цене, а это повлияло на цену финской радужной форели. Второй вызов связан с сектором HoRеCa, который потреблял более 30% выращиваемого лосося во всем мире. Сейчас этот рынок встал из-за пандемии, а запасы мороженого лосося были достаточны, чтобы перерабатывающая промышленность, в частности, извлекла выгоду из этой ситуации в форме недорогого сырья. Иногда в Финляндии можно увидеть акции, по которым переработанный, например, копченый лосось продается даже дешевле, чем свежая рыба. Таким образом, низкие цены оказывают влияние на наших покупателей кормов, и, следовательно, влияние может распространяется и на нас.

Вы уже планируете работу вашей компании на 2021 год? Есть ли в вашем списке освоение новых регионов в том числе в России?

— Основные цели Raisioaqua — укрепить свои рыночные позиции на текущих рынках. Мы являемся экспертом в так называемых холодноводных видах, поэтому наши основные рынки сбыта – это Скандинавия, страны Балтии и Россия. Всё больше выращивают форели в странах СНГ. Я считаю, что у аквафермеров Финляндии, России и стран СНГ есть одна общая дорога, которая нас всех объединяет. А значит, мы можем организовать очень просто и эффективно доставку кормов по железной дороге в любую точку назначения и помочь с внедрением всех наших передовых технологий. Поэтому я надеюсь, что в 2021 году мы сможем открыть и новые страны сбыта.

О компании

Кормовой бизнес концерна Raisio (Финляндия) был начат в 1949 году как часть холдинга по производству здорового питания Raisio Group.

С 1982 года группа занимается производством рыбных кормов.

В 2018 году корма для рыбы были выделены в отдельную группу Raisioaqua Oy.

Основные рынки: Финляндия, Россия и страны Балтии.

На рынке РФ компания представлена с 1989 года.

Директор — Томи Кантола.

Татьяна Голубцова, январь 2021